понедельник, 04 июня 2012
Довольно давно, более полугода назад, для человека очень далекого от соционики, но желающего разобраться в предмете, я писала несколько псевдостатей на эту тему.) Основной целью было коротко и доступно изложить основной теоретический массив. Не знаю настолько ли оно доступно получилось как хотелось, но говорили, что не плохо. Поскольку не до конца, а то и вовсе неразобравшихся в подобных группах всегда много, то мне подумалось, что возможно имеет некоторый смысл выложить тот пост сюда, может быть кому-то он пригодится.) Ну, и обсудить, поправить, дополнить, я думаю, там найдется что, если кому интересно.)))
05.10.2011 в 13:46
Пишет
Efesska:
Соционега. часть 1.Давно обещаю написать большой-большой псто, но как жэ сложно собраться с мыслями..))
Начну, пожалуй, с очевидного в общем-то напоминания, о котором, как ни пичальнэ все вечно забывают:
соционика - не есть модель личности, соционика рассказывает только об одном, хотя и очень важном и ярком аспекте - переработка нашим мозгом информации, то есть как, какая и почему информация поступает в наш мосг, как обрабатывается и что получается на выходе. И да, как выяснилось, это очень и очень сильно влияет на человека и его личность, но это ещё не сама личность, поэтому, разумеется, отступления от ТИМа имеют место быть в любом человеке. Потому что
человек - это не только соционический ТИМ, но ещё и определенный тип по психософии, знак зодиака, имя, фамилия, генетический код, воспитание, опыт и прочее-прочее.) Всё это влияет на конечный результат и может так или иначе отражаться и на ТИМных признаках. К примеру, одна и та же функция, одного и того же ТИМа при наличии различного опыта у людей могут привести этих людей к совершенно разным выводам и, соответветственно, разным действиям-словам-мыслям. По сути
ТИМ - это тип информационного метаболизма, то есть расстановка
объективных видов информации, которые воспринимаются (извне/между функциями)/передаются (во вне/между функциями) хуже/лучше/постоянно/перманентно.
(с)пертая из одного обсуждения цитата, чуть-чуть модифицированная.читать дальшеВсе, буквально каждый уже, знают, что такое соционическая модель А. Не всегда, конечно, адекватная информация у людей водится, но она имеет место быть, так или иначе. Все эти геометрические загогулины черного и белого цветов.) Про модель Т слышали в основном уже только те кто так или иначе в соционику влез, а читали её прямо-таке единицы судя по всем виденным мною форумам-группам-сайтам и тыды. А она, хоть на мой взгляд полностью не заменяет модель А, но дополняет её офигенно важными вещами. Без которых в общем-то модель А выглядит довольно бледно и ваще как-то по-детски, а модель Т в свою очередь в отрыве от модели А выглядит крайне мутно, так и хочется спросить глядя на неё "а? че? кто это? нахуя? кто все эти люди и что они хотят?
"
Ну, давайте попорядку. Вначале стоит изучить модель А, она проще и даёт неплохое начальное понимание предмета.
Сама модель А была создана на основе четырех психологических функций открытых Карлом Юнгом: логика, этика, интуиция и сенсорика. В свою очередь данные аспекты делятся на рациональные и иррациональные.
К иррациональным относятся: сенсорика и интуиция. Они помогают восприминать действительность.
К рациональным - логика и этика. Эти аспекты информации помогают человеку оценивать действительность.
Но Юнг выделял только 4 функции, Аушра пошла дальше, разделив каждую функцию по цвету на черный и белый, то есть по экстраверсии (обозначается черным цветом) и интроверсии (обозначается белым цветом).
В итоге, модель А выглядит как схема состоящая из восьми ячеек, содержащих в себе те или иные аспекты функций, взаимодействующие друг с другом таким образом как они оказываются расставлены внутри данной схемы, что для каждого из 16 ТИМов индивидуально.
Модель А выглядит следующим образом:
Блок Эго: 1. базовая функция; 2. творческая функция.
Это блок сильных и осознаваемых функций. То про что человек может сказать "знаю", "умею" и то чем он при этом может осознанно пользоваться. При этом, забегая вперед, стоит отметить тот факт, что базовая функция не смотря на свою силу не гибкая и потому во многом слабее творческой. Этот момент прекрасно описан в модели Т: базовая функция нестабильная, поэтому ей нельзя управлять, а вот творческая напротив, стабильная и гибкая функция, ей легко управлять, включая и выключая по собственному желанию, при этом её невозможно совершенно вырубить извне, перебить чем-то, тогда как базовую - можно.
Как вообще эти функции работают. Базовая функция – вектор, на который, так или иначе, равняются остальные функции. Базовая задает тон всему, определяет основные сферы приложения сил для данного социотипа.
Творческая функция - основной инструмент работающий на базовую. То, что человек умеет лучше всего, чем с легкостью управляется по собственному разумению, то, что в первую очередь пускает в работу идя к своей цели.
Так же, этот блок работает с СуперИд блоком нашего дуала, дополняя то что дуал не может и одновременно являясь тем, что дуал в нас более всего ценит.
Блок СуперЭго: 4. болевая функция; 3. ролевая функция.
В модели они стоят именно так: под базовой – болевая, а под творческой – ролевая, дабы не путаться записала в том же порядке.)
Это блок напротив слабых осознаваемых функций. То про что можно сказать "не знаю", "не умею", "у меня этого нет", но при этом, то что мы считаем в жизне необходимым, считаем, что это нужно знать, уметь и иметь. Этот блок больше всего беспокоит человека, невозможность эффективно работать по нему заставляет переживать, мучиться, вечно сомневаться и страдать от неуверенности. Гадость в общем та ещё.)) Но схема тут такая же: если, опять же, обратиться к модели Т мы увидим, что болевая функция негибкая, нестабильная, а значит неуправляетмая, ролевая же напротив - стабильная, управляемая и гибкая функция, работающая на болевую. То есть в данном случае запросы по болевой выполняются в первую очередь через ролевую функцию. Впрочем, этот блок по идее включается довольно редко, сильные функции в большинстве случаев перетягивают одеяло на себя. Хотя некоторым болевым ЧЛ-никам не повезло, их постоянно так или иначе заставляют по болевой пахать. =="""""
Блок СуперИд: 5. активационная функция; 6. суггестивная (внушаемая) функция.
Блоки СуперИд и Ид по сути - зеркальное отражение первой части модели А в другом цвете. Блок СуперИд - это блок слабых и неосознаваемых функций. Блок, про функции которого любой с горящими глазами скажет "хочу"! И разумеется, по этим функциям хочется работать. Но как правило не очень можется.) Но осознать сами мы это не можем, поэтому со стороны оно зачастую выглядит комично, зато приносит удовольствие, так что мне лично этот блок нравится. И да, кстати, именно его ещё и называют "детским блоком", это блок желаний, фантазий и удовольствий.
Тут та же самая фича, что и во всей модели в общем-то: стабильная и гибкая суггестивная пашет на и во благо нестабильной и неуправляемой активационной. При этом, если по суггестивной мы просто плющимся и всячески радуемся ей, считаем её проявления самоценными, то по активационной мы оцениваем то каким с нашей точки зрения должен быть мир. Вообще, всегда и везде. То что мы в мире считаем необходимым.
Блок Ид: 7. ограничительная (наблюдательная) функция; 8. демонстративная функция.
В этом блоке у нас находятся соответственно сильные, но неосознаваемые функции. Блок "могу", но хз как.)) Этим блоком мы поддерживаем блок СуперЭго нашего дуала, так как находящиеся здесь функции сильны и самодостаточны и могут прикрыть слабые места дуала, но пользуемся ими мы неосознанно и не можем направленно бить, как мы это делаем блоком Эго по блоку СуперЭго нашего конфликтера. Этот блок почти никогда не останавливает работу, работает фоново и сам по себе, чисто на автопилоте, особенно демонстративная функция, которая изредка вылезает вперед, демонстриирует себя как сильную функцию, дабы всех напугать, а потом продолжает пахать в фоновом режиме. Ограничительная функция в основном просто, опять же фоново, отслеживает информацию по своему аспекту и пинает других на работу по нему, но сама предпочитает во всё это не влезать.
Вот в общем-то основные моменты в модели А. Для наглядности, чтобы каждый смог примерить вышеописанное на себя/знакомых и тд. привожу таблицу модели для всех ТИМов:
таблица
описание аспектов
Чтобы не путаться, на примере Есенина, показываю где какая функция стоит:
1. базовая функция - белая интуиция (интуиция времени); 2. творческая - черная этика (этика эмоций); 3. ролевая - белая сенсорика (сенсорика ощущений); 4. болевая - черная логика (деловая логика); 5. суггестивная - черная сенсорика (волевая сенсорика); 6. активационная - белая логика (структурная логика); 7. ограничительная - черная интуиция (интуиция возможностей); 8. демонстративная - белая этика (этика отношений).
Так, по большому счёту и выглядит модель А. Единственное, схема работы одной функции на другую рассказана уже в модели Т, но так удобно и хорошо вписывается в описание соционической модели, что я не смогла не вставить это прям сюда.) Да, модель Т использует только 4 рабочих ячейки, объединяя черный и белый аспекты в единое целое, но сути это не меняет и для разделенных аспектов на мой взгляд работает точно так же, ничуть не хуже.)) На этом, думаю, пока всё. Вначале я хотела собрать всё в один пост, но я не ожидала, что оно получится таким большим. Так что, про модель Т в следующей серии нашего выпуска. Там я обязательно расскажу когда и почему с точки зрения модели Т работают те или иные функции, а так же, постараюсь немного разобраться в самих ТИМах.Над этой фигнёй работала йа - Efesska, при моральной поддержке VitaKapella сотоварищи, для и во имя вдохновителя - Эрини!
В работе использовались материалы данного дневника, вот этого сайта, Википедии и прочие накопленные в моей голове знания.
Спасибо за внимание. URL записи
@темы:
теория,
модель А
Нравится стиль повествования - все главное выделено, проматывая текст глаз знает за что зацепиться, и хоть текст большой, из-за этих же выделений объем не замечается))
Если модель Т опишите в таком же виде - буду крааайне благодарен
Я б так не смогла)
Хи, да, правда ведь, если не получается сделать годовой отчет с циферками (БЛ), НАДО СЕСТЬ И СДЕЛАТЬ БЛЕАТЬ (ЧС)...))) И почигу, что уже сидишь. Приложить силу воли.
trickster_ann, чего мне это стоило!
отлично)) я у себя как-то писала возмущения на эту тему, согласна с вами)
psiholexi, это не я выдумала, я только записала!
К рациональным - логика и этика. Эти аспекты информации помогают человеку оценивать действительность.
иррационалам. помогают. -)
а у рационалов все строго наоборот. -)
активационной мы оцениваем то каким с нашей точки зрения должен быть мир. Вообще, всегда и везде. То что мы в мире считаем необходимым.
активационной мы оцениваем себя. кошерность окружающего мира оценивает суггестивная.
но через окружающий мир. Т.е. у меня активационная ЧЛ - если мир вокруг меня упорядочен, значит я хорошая. вот и если мы хотим быть хорошими или себя считаем хорошими, то мир вокруг нас должен быть по правилам активационной.
а суггест оценивает окружающий мир через себя. т.е. если мне хорошо, значит мир хороший)
Это я типа объяснила, почему Эф так написала=)
суггестивная, по логике, у вас интровертная.
вопрос-то стоял, не "через что" оцениваем, а "что" именно.
Как бы не запутаться 0_о
а у рационалов все строго наоборот. -)
да нет.Оо сенсорика и интуиция иррациональные функции, логика и этика - рациональные.
активационной мы оцениваем себя. кошерность окружающего мира оценивает суггестивная.
при чем здесь кошерность? по активационной мы оцениваем стабильность мира. пока нам дается инфа по активационной мы уверены что будем жить в какой бы жопе не сидели.
Efesska, йа требую обоснуя по обоим пунктам. -)
По активационной человек оценивает, что с миром всё в порядке. Сам он информацию по ней не вырабатывает адекватно, он ждет информации извне.
Например, моя активационная - ЧЭ. Если в ответ на мои слова человек не улыбается или, наоборот, не язвит, значит, что-то не так. И эту информацию я понимаю буквально. Я не оцениваю себя на предмет "хорошее ли у меня настроение". Я оцениваю мир: я говорю это, у человека настроение хорошее, значит, говорю я правильно.
Конечно вас волнует не ваше настроение, раз этика экстравертная!)
А я думал мы про активационную ЧЭ. И про ЧЭ в принципе, вот кстати вопрос, на который было бы классно чтобы знатоки модели а ответили..
Ешик, вы откуда знаете, для чего я куда пришел? -) я не могу за автора дать детальное раскрытие тезисов, которые он выдвинул. -Р -)
вы понимаете, что такое функция? даже не в соционике, а вообще. впринципе. что значит "функция"? и "аспект"?
давайте вот тупо на вашем же примере.
Я оцениваю мир: я говорю это, у человека настроение хорошее, значит, говорю я правильно.
есть ситуация: вы, предрассветный туман, булочки с шоколадом, скамейка, василий. вы говорите: "подай плед, василий". он улыбается. из самых разнообразных типов информации (не пухл ли василий, от дольчеигабаны ли его трусы, не скомкал ли он плед, пока протягивал его, не воняет ли газом из кухни, время - не засиделись ли вы), которые тут можно воспринять, вы обращаете внимание на один аспект, то есть тип информации, "эмоции объекта". (не свои собственные, а ЕГО - этои аспект в соционике определяется как экстравертная, объектная этика.). что вы делаете с этой информацией, определенной как тип "ЧЭ", какое функциональное значение имеет для вас информация такого типа?
вы решаете, правильно ли ВЫ сказали "подай плед" - то есть вы ставите оценку своим действиям. ну или на что там василий должен был отреагировать. функция: величина х находится в зависимости от величины у. ваша оценка правильности сказанных вами слов зависит от реакции объекта.
еще раз:
"я говорю это (действие), у человека настроение хорошее (определение информации через аспект ЧЭ), значит (функциональная обработка информации), говорю я правильно.(итог обработки: "я сделал правильно, я молодец")."
обратная ситуация: василий возрыдал, плеснул вам в рожу какао и убежал. тип информации (аспект) тот же, функция та же. при обработке вывод: "что-то Я сказал неправильно василию".
а теперь объясните свой собственный пример - в каком месте вы оцениваете мир и какую именно оценку вы ему в итоге ставите. только не отвечайте, что вы оцениваете мир, когда определяете смех василия как одобрение, потому что смех василия - это, как мы уже выяснили, тип информации об объектном мире, то есть воспринимаемый вами аспект информации, а функционирует он по-другому.
Glorafin, в конце статьи приведены ссылки на места из которых взята инфа, если что-то конкретное интересует, то какбэ можно пойти и почитать, мой пост всего лишь выжимка для удобства заинтересованных в этом людей. а если вы с чем-то не согласны и хотите диалога, то для начала приведите свои контраргументы.
вот вам нагуглила за полминуты рациональность/иррациональность функций -- psy-resource.com/racionalnost-i-irracionalnost-...
по второму вопросу прочитала ваш комментарий и кажется поняла в чем загвоздка. собственно в тупой терминологии. я не говорю, что еслим я одна получаю информацию по активационной, то весь мир будет в порядке, пахнуть цветочками и украшен радугой. я говорю, что пока я получаю информацию по активационной, то _мой_ мир будет в порядке, _моя_ личная вселенная стоит на ногах, а не перевернула башкой вниз. информация по активационной дает нам стабильность в восприятии картины мира.
по активационной люди обычно продуцируют информацию, а не получают. суггестивная - ок, да, получает. и она действительно дает стабильность, если полученной информации много и она мняманяма :3. как активационная-то может ее дать? это функция, которая активизирует, то есть выводит из состояния покоя. как она одновременно может и стабилизировать что-то? как стабилизирует восприятие мира (тем более _своего_ мира) активационная ЧС?
Вам никогда не говорили, что когда ведешь дискуссию и приводишь даже гипотетический пример, решать за человека, что он будет мыслить и чувствовать - это не тактично как минимум? =)))
Ваш пример ошибочен, потому что гипотезу вы строите изначально на ошибочном примере. Мне очень нравится читать, когда за меня предполагают.
Я оцениваю не свои действия, а реакцию мира на них. Я не оцениваю внутреннее состояние (молодец, плохо). Я оцениваю то, как мир на это реагирует, и нужно или не нужно так делать дальше. При этом то, что я про себя думаю об этих своих действиях - другой вопрос.
и не надо так буквально воспринимать все. =_= как будто действительно существует василий и его какао. =_=
во, давайте возьмем интровертную активационную, все равно какую. и вы перестанете тычить мне вашим примером, с которым совершенно ничего нельзя делать, и мне будет на чем объяснитьсо.
Хорошо, давайте возьмем интровертную активационную. БЭ, можете на её премере пояснить вашу теорию?)
это не моя теория, это та же модель А и немного здравого смысла.
утром отпишусь - щас умираюусталпьян.
Melemina, утро ранним не бывает, че. -)